00:00:05 — Привет. Это подкаст «Как устроена медиа». У нас второй сезон, который мы назвали «Без головняка». Беседуем с успешными медиа-менеджерами, у которых получилось сделать свои медиа заметными и прибыльными. Мы расспрашиваем их, как выстраивать процессы, как использовать новые технологии, как зарабатывать деньги и, главное, как работать, когда кажется, что работать в медиа почти невозможно. У нас в гостях главный редактор МСК-1 Оксана Маклакова. Оксана, Расскажи, пожалуйста, пару слов о твоём пути в меди.
00:00:33 — Какое у тебя образование? Где ты начинала? Как попала в МСК-1?
Оксана Маклакова:
00:00:36 — Ну, у меня такой долгий путь. Я закончила в далёком 2006, кажется, году факультет журналистики Уральского государственного университета. Закончила журфак. Ну и, собственно, как нормальный, порядочный студент журфака, я, наверное, со второго курса уже начала работать плотно в штате. Я начинала работать в своем родном городе, это небольшой город в ста километрах от Екатеринбурга, Каменск-Уральский.
00:01:06 — И вообще, моим первым местом работы и первой записью в трудовой книжке была такая рабочая газета, которая называлась «Каменский рабочий», и я там отработала, наверное, год. Это было, ну, прям вот такое, знаешь, погружение в профессию, профессию печатника. Это когда ты сдаешь статьи на передовицу и мыслишь какими-то вот этими газетными полосами, вот такими категориями.
00:01:32 — А потом я работала тоже в своем городе еще, наверное, год в частной истории, которая называлась Media Holding Compass. И там я попробовала себя в роли телевизионного журналиста и в роли радиожурналиста немножечко. И после этого я переехала в Екатеринбург. И с 2007 года я много-много лет работала в медиа Екатеринбурга.
00:01:54 — Я прошла там все телевизоры, какие у нас в Екатеринбурге были. Я работала в такой интересной истории, которая называлась, может быть, ты вспомнишь. На СТС был такой проект «Истории в деталях». Сергей Майоров его вел. Собственно, он был и идеологом, и вдохновителем, и придумывателем этого формата. И было пять городов по стране. Это были города-миллионники, в которых были даже не курпункты, а вот полноценные такие филиалы этой программы.
00:02:23 — То есть мы снимали, мы закрывали 5 дней выхода от своей программы, и какие-то у нас мини-фильмы, по сути, это был такой формат мини-фильмов, такие мини-доки минут на 10-15, портретники про интересных, известных людей. И для меня, я заканчивала тогда вот как раз, ну, только что выпустилась, для меня это была вообще какая-то потрясающая история, потому что я за два года работы вот в этом проекте записала интервью просто со всеми своими кумирами.
00:02:55 — Поняла больше, чем за все пять лет учебы.
Оксана Маклакова:
00:02:57 — Больше, чем за все пять лет учебы, безусловно, да. А потом я участвовала в запуске первого у нас на Урале интернет-телевидения. Был такой проект ЕТВ. Я была редактором нескольких проектов, нескольких программ, ну, там, по такой львиной доле, наверное, программ, которые там выходили. В самых разных форматах, от ток-шоу до каких-то там таких социально-ориентированных историй.
00:03:22 — И в девятнадцатом году я ушла главредом на Е1, большой, известный уральский портал, и спустя, наверное, три с половиной года главредства на Е1 меня позвали в Москву. Е1 входит в наш холдинг, в Шкулёв Медиа, и мы пришли к тому моменту, когда почувствовали необходимость запускать издание в Москве.
00:03:47 — То есть это такая история запуска Москвы, это история медиа сетей наоборот. То есть обычно как? Вот модель комсомолки, модель АИ, модель МК. Есть головной офис в столице, и от него такими лучиками, как от солнышка, расходятся вот эти корпункты и филиалы в городах. А у нас история появления МСК-1, это вот ровно наоборот история.
00:04:12 — Когда у нас появилась уже огромная региональная сетка, там уже было больше 20 крупных изданий, и НГС, и вот мой родной Е1, и так дальше, и так дальше, мы поняли, что, в общем, мы созрели, мы накопили какую-то редакционную экспертизу, мы почувствовали, что всё, пора заходить в Москву. И у нас получилась такая вот пирамида наоборот. И тогда мы запустили Москву. Это была нетипичная история для сети городских порталов, школёв медиа. Нетипичная в чём?
00:04:41 — В основном порталы, которые появляются в нашей сетке, это уже существующие издания, которые холдинг покупает, приносит свои стандарты и добавляет в свою дружную семью. А здесь история запуска с нуля, то есть не было ничего. И вот мы с нуля, с двух человек вырастили сайт, который занимает там свои строчки и в медиалогии, и в лайфинтернете, и везде.
00:05:07 — И сейчас у меня команда уже 17 человек, это штат, плюс, допустим, там, наверное, ну, таких вот стабильных внештатников еще, наверное, около десятка наберется. То есть это уже большая история с большой, такой сильной, серьёзной командой, которая случилась с нами, ну, вот за два, получается, с небольшим года. Мы запустились весной 22-го. Я переехала в Москву 1 апреля 2022 года.
Алексей Березовой:
00:05:34 — Мы, я не помню, где встречались с тобой в тот момент, и у тебя было, я помню, то ли два, то ли пять человек как-то, и я ещё подумал, надо будет переговорить. И вот прошло два года, мы говорим, я рад, что всё развивается благополучно. И давай чуть больше подробностей про МСК, про МСК-1. Что вы, как медиа, делаете лучше других городских медиа? Какой опыт вы накопили? Почему вы считаете, что вы делаете это лучше?
00:06:00 — Как вы пришли к тому, что вы делаете в Москве именно?
Оксана Маклакова:
00:06:03 — Ну, у нас есть несколько таких, я это называю, это наш УТП, несколько каких-то наших таких проверенных сильных историй и форматов. Прежде всего, это история про онлайны. Онлайн как формат отработки какой-то оперативной ситуации. И вот в этом смысле, наверное, мы можем дать фору другим изданиям, работающим в Москве, другим столичным медиа.
00:06:31 — Мы, правда, Лёш, научились быстрее других приезжать на место ЧП, работать с очевидцами, запускать онлайн на сайте и создавать для читателя вот этот эффект присутствия, когда, о чём бы ни шла речь, трагедия в Крокусе, взрыв в Балашихе, а может быть, просто концерт в Лужниках или на Красной площади, на МСК-1 ты, как москвич-горажанин, как читатель, будешь всё это получать в режиме реального времени.
00:07:02 — То есть вот это. И самое, наверное, ценное для меня, как для руководителя проекта, это то, что вот этот навык, он уже доведен в редакции до автоматизма. И даже если я в командировке где-нибудь запускаю какую-нибудь народную премию в Тюмени или еще где-то, я знаю точно, что случить, что в Москве вот эта история разыграется как по нотам.
00:07:24 — Первая новость, дальше онлайн, потом переупаки из этого онлайна И, в общем-то, примерно продуманный и прописанный алгоритм отработки любого повода дня на полтора ближайшие будет запущен.
Алексей Березовой:
00:07:36 — Можно, пока далеко не ушли, два момента для коллег, которые, возможно, захотят перенять твой опыт, если ты не против. То, что ты называешь онлайном, разложи, пожалуйста, по форматам и каналам. Что входит в онлайн?
Оксана Маклакова:
00:07:48 — Это текстовый онлайн-репортаж, когда в режиме реального времени каждый пост — это какой-то новый поинт, новое сообщение, новый месседж. И у тебя в хронологическом порядке появляется такая лента на сайте, которая показывает тебе, как разворачиваются события. Он состоит из фотографий, он состоит из небольших видео, и все это упаковано в отдельный пост в большом таком текстовом онлайн-репортаже.
00:08:19 — Ну, и из него тут очень важно, что, вот смотри, я очень люблю онлайн, я такой фанат этого формата, потому что для меня это прежде всего про удобство читателя. Вот тебе не нужно собирать по разным источникам все, что происходило, то есть с чего началось и что было дальше.
00:08:36 — Для тебя, как для читателя, это все собрано условно под одним заголовком, под одной шапкой в хронологическом порядке, как это было.
Алексей Березовой:
00:08:44 — А как эти процессы формулизованы? Что это? Чек-листы? Для каких редакций? Или для каких редакторов? Вот сам процесс, как вы организовали? Почему ты говоришь, что это работает?
Оксана Маклакова:
00:08:54 — Да-да-да. У нас, ну, на самом деле много внутренних таких писанных на самом деле правил, вполне себе писанных, да, по отработке ну вот того, что мы называем чрезвычайкой внутри редакции по отработке каких-то громких поводов, и это простой прям пошаговый алгоритм, который начинается с очень короткой новости с момента самого происшествия, потом идет онлайн, который отрабатывается двумя-тремя людьми в полях и одним человеком на кнопках в редакции.
00:09:23 — Ну, то есть, как формируется работа, да? Есть обязательно фотограф и корреспондент. Это классическая связка. Иногда фотограф, корреспондент и видеограф, которые там добавляют. Это если вот все хорошо и все были на месте, все были в домике, тогда вот едут втрое на Соответственно, видеограф тут же запускает какой-то стрим, но у меня в редакции, я думаю, что, в принципе, это сейчас характерно для всех редакций, все журналисты универсалы.
00:09:48 — То есть, условно, этим видеографом может стать любой человек, который вот он сидел, писал наутро, например, какой-нибудь текст про ГБУ-жилищник, но что-то произошло, он срывается, и вот он тебе, видеограф, он запускает стрим с Красной площади. Это вот вообще легко. И в принципе, любой из семнадцати человек, включая меня, которые есть в редакции, в состоянии это сделать.
00:10:09 — Ну а дальше, да, а дальше, после того, как какая-то активная фаза события завершилась, мы садимся, и чем еще удобен онлайн? Он удобен для дальнейшей распаковки этого события на какие-то отдельные сущности, где уже может подключаться аналитика, где уже могут подключаться прозвоны экспертов, где уже могут подключаться дизайнеры. У нас дизайнера сетевые, своего дизайнера в московской редакции нет, у нас есть пул ребят, которые сидят в разных городах страны, но мы можем обратиться в любой момент.
00:10:39 — И вот это все уже происходит дальше после того, как вот этот первый срез информации собран вот в этом онлайн-формате.
Алексей Березовой:
00:10:46 — Отлично. Спасибо. А какой у вас месячная и дневная аудитория? Дау и Мау можешь назвать?
Оксана Маклакова:
00:10:51 — Могу назвать. Сейчас мне это больно немножечко будет делать, вот про актуальные цифры говорить. — Да, дело в том, что у нас, в общем, пессимистичная картина в плане трафика. Дело в том, что мы тоже, опять же, тут не буду оригинальной, наверное, никого этим не удивлю на рынке. У нас была большая доля трафика из Discover, из Google Discover, и вот, как ты знаешь, наверняка...
00:11:17 — Да, доходит до всех. У нас-то началось где-то весной, с этой весны эта доля все становилась меньше, меньше и меньше. И если еще прошлой осенью я бы тебе с гордостью говорила, что в месяц у меня 20 миллионов просмотров на сайте, и я по сети конкурировала в какой-то момент даже с Фонтанкой, с таким флагманом нашего холдинга, то сейчас у меня месячные просмотры — это 5-5,5 миллионов, и, соответственно, по уникам — это около 3 миллионов по уникальным посетителям.
00:11:51 — Ну и суточная цифра колеблется по просмотрам от 150 до 200 тысяч просмотров. И уники это, ну, что-то около 100 тысяч, там, плюс-минус, вот.
00:12:03 — То есть, в целом, я смотрю, там, по изданиям, которые когда-то для себя брала, как, там, конкуренты на рынке, «Москвич Мак», это все равно трафик больше, Несмотря на то, что нам два года с ним, ну, два с половиной года, давай так считать. Но, конечно, в сравнении с тем, что у нас было еще полгода назад, это, конечно, трафик сильно упавший. Сильно упавший, но, наверное, какой-то такой более честный, без вот этой аудитории Дискавера.
Алексей Березовой:
00:12:33 — Сколько единиц контента выходит у вас ежедневно?
Оксана Маклакова:
00:12:37 — Ежедневно, наверное, я тебе скажу, что в районе 40-45 единиц контента.
00:12:47 — Ну, вот эти плюс 10, их нельзя считать полноценной частью команды, да, потому что это авторы, которые могут написать два текста в месяц, например. То есть это внештатные авторы, которые тексты поставляют. Я их всё равно как людей как бы в голове держу и в ведомости своей держу. Но как постоянные боевые единицы, конечно, нет.
Алексей Березовой:
00:13:06 — Понял. Получается, где-то по 3-4 материала в день готовят люди. Даже больше, потому что наверняка есть какие-то административные, саппорт какой-то там технический, да?
Оксана Маклакова:
00:13:15 — Ну вот смотри, если мы про вот эти, например, вот мы с тобой берем, скажем, 40 единиц контента, 40 текстовых сущностей, которые выходят в течение суток на сайте. Из них будет порядка... Я вот сейчас просто открыла блокнот, мне так удобнее думать и рассказывать тебе. Из них порядка, наверное, 7-8 это большие тексты, которые мы готовим заранее. У нас есть такая кубышечка, это вот то, что можно назвать про календарь планирования.
00:13:45 — Вот из них 7-8, это, наверное, как раз будут большие тексты, которые мы планируем на утро. Они у нас лежат, долго вычитываются и так дальше. И, ну вот, остается, наверное, там вот текстов 30, это, собственно, новостная лента. Это то, что появляется в течение дня.
Алексей Березовой:
00:13:59 — Хорошо. А как вы формируете ежедневную повестку? Какие принципы лежат в основе формирования, выдачи на главной?
Оксана Маклакова:
00:14:06 — Мы очень долго над этим вообще ломали голову, потому что формирование новостной повестки — это, по сути, формирование вообще лица сайта. И у нас вот это самоопределение, я не могу сказать, что оно закончилось, оно, наверное, идёт до сих пор. Когда мы начинали портал, мы себя видели как городское медиа федеральной повесткой. Ну, то есть мы рассуждали примерно следующим образом. Скоро-скоро наш город Москва, а Москва генерит федеральные поводы, то и позиционировать себя как чисто локальное городское медиа, наверное, нельзя.
00:14:40 — Нужно позиционировать себя как такое медиа с городским присутствием, но с федеральной повесткой. Но сейчас мы, наверное, вот уже последний год мы от этой концепции ушли все-таки в сторону такой городской и горожанской. Мне очень нравится вот это слово горожане и такая повестка понятная горожанину, и сейчас основная призма, основной фокус,
00:15:02 — через который новость проходит или не проходит в новостную ленту на МСК-1, это интерес города, интерес горожанина. Если это событие, то мы сейчас концентрируемся больше на том, что происходит в границах Москвы и ближайшего Подмосковья.
Алексей Березовой:
00:15:19 — Хорошо, спасибо. Слушай, а вот ты правильно сказал, что главное — это лицо сайта. Вот есть такая концепция, что главный продукт, главное — это основной медийный продукт. Вот у вас есть такой подход? Вы что считаете своим медиапродуктом? Что вы продаете аудитории? Не в смысле вот монетизации, про монетизацию поговорим отдельно, а вот именно какой продукт вы даете, чтобы ваша аудитория, он нужен вашей аудитории? Что вы считаете этим продуктом?
Оксана Маклакова:
00:15:46 — Наверное, мы этим продуктом считаем новости Москвы с дополненной ценностью. Что я имею в виду под «дополненной ценностью»? Наверное, это чуть более осмысленные новости, которые появляются в районных чатиках московских, в каких-то там профильных группах по недвижимости или еще чему-то. То есть это все то же самое, что есть в Телеграме, но с какими-то заданными вопросами, что это значит.
00:16:12 — Вот, наверное, вот так. То есть, это повестка больших московских телеграм-каналов, но дополненная, где-то мы пытаемся развернуть повод в плане истории, где-то мы пытаемся развернуть повод в плане аналитики и вот каких-то рассуждений экспертных. Ну вот, в общем, скорее так, это осмысленная новостная повестка с дополнительными вопросами, что это всё значит, как это поменяет жизнь москвича и про что это для простого москвича.
Алексей Березовой:
00:16:40 — Можешь назвать свой самый успешный проект с точки зрения охвата, что выстрелило, завирусилось, улетело в космос?
Оксана Маклакова:
00:16:47 — Я успех не измеряла бы только трафиком, потому что, ну, например, рекорд по трафику у нас был прошлым летом, когда в Москве хоронили Юру Шатунова.
00:17:10 — Ну да, на самом деле больше, чем на Крокусе. Офигеть. Если мы про цифры, то на самом деле больше, чем на Крокусе. Да, там в день было полтора миллиона заходов. Это просто про уникальных посетителей, я тебе говорю. Там были совершенно нереальные цифры.
00:17:27 — Но я едва ли это какой-то такой свой редакторский успех могу записать. Едва ли. То есть с точки зрения цифр Это вот, например, вот этот кейс. А с точки зрения такой редакционной отработки, я какие-нибудь бы назвала, наверное, наши сериалы. Сериалами мы называем спецпроекты. Например, у нас запустился в мае спецпроект,
3:
00:17:50 — Который вот мы выдаем и не сбавляем темп.
Оксана Маклакова:
00:17:53 — Уже каждую неделю по вторникам у нас выходит сериал, он называется «Кто здесь власть?». Это когда мы берем отдельный микрорайон и разбираем все связи, кто руководит этим районом, откуда эти люди пришли, кто и что за ними стоит, простраиваем через там Spark, Counter Focus и прочие врачи базы, простраиваем все цепочки, то есть это большая-большая серьезная работа. И через эту работу проходят все журналисты.
00:18:19 — То есть у меня нет такого, что ну вот ты журналист-расследователь, и ты будешь выдавать на гора раз в неделю материалы под этой рубрикой. Нет, это очень важный, мне кажется, это очень важный навык работать с такими данными и собирать такую фактуру, И поэтому вот эта повинность приготовить свежий выпуск «Кто здесь власть?» Она, как эстафетная палочка, переходит от журналиста к журналисту. И через неё проходят все абсолютно.
Алексей Березовой:
00:18:44 — Понял. Давай добавим трафика и положим ссылочку на этот сериал в описание к этому выпуску, дорогие слушатели, подписчики. Посмотрите в описании. Да, это интересно, даже как формат, не только с точки зрения того, кто с чем как связан, а с точки зрения формата Это интересный формат, которого я раньше не видел, и классно, что Оксана нам про него рассказывает. Так, вопрос про деньги, монетизация.
00:19:16 — Как вы зарабатываете, на чём вы зарабатываете, основные источники монетизации?
Оксана Маклакова:
00:19:20 — У нас, это вообще такая история характерная для всей нашей сетки порталов, долгое время главным источником доходов была монетизация программатика, вот той самой контекстной рекламы, и поэтому мне очень нравится, на самом деле, эта бизнес-модель. Она мне нравится по-редакторски, по-журналистски она мне нравится, потому что, когда ты ориентируешься на трафик, ты, по сути, ориентируешься на интересы читателей.
00:19:46 — Ты работаешь в интересах вполне понятных тебе конкретных людей. Но сейчас программатика становится меньше, да, то есть у нас, условно, допустим, там еще год назад, я бы сказала, расклады были 70 процентов это монетизация программатика и там 30 процентов это прямые продажи. Ну, может быть, там 65-35, вот так. Сейчас, наверное, 50 на 50 доходы с программатикой вместе с трафиком ожидаемо и предсказуемо сократились, но слава богу, вместе с этим начинает расти доля прямых продаж, различных там нативных материалов коммерческих.
00:20:43 — Да, да, это и «Нативные» различные публикации, это и спецпроекты. Ну, то есть это в меньшей степени материалы «Посмотрите, стартовал сезон продаж у какого-нибудь нового мужика». Таких нет. Это, как правило, все-таки какой-то какой-то нативный рассказ о том или ином жилом комплексе, который появляется в Москве.
00:21:05 — Очень большой упор делается в этих материалах всегда на социалку, на инфраструктуру, на то, как это связано, как это изменяет жизнь какого-нибудь микрорайона столицы. То есть это вот как-то так, вот эти материалы, связанные с конкретными точками, объектами недвижимости коммерческие, которые готовит коммерческая редакция, не моя редакция, отдельные у нас, отдельные люди этим занимаются.
00:21:31 — Но есть такой фокус в этих материалах на то, как это интегрируется в ткань города, в городскую жизнь, и как это меняет жизнь в городе.
Алексей Березовой:
00:21:41 — Ну, то есть не тупой натив, а вот именно с точки зрения импакта.
Оксана Маклакова:
00:21:45 — Да, через изменение инфраструктуры, через изменение какого-то облика, какой-то там понятной территории.
Алексей Березовой:
00:21:54 — Хорошо. Слушай, я видел у вас кабинет пользователя. Расскажи, пожалуйста, как вы пришли к этой идее, как вы используете этот функционал?
Оксана Маклакова:
00:22:03 — Ну, по сути, это история про то, что ты можешь оставлять комментарии под интересующими тебя публикациями, про то, то, что ты можешь делать у себя закладки на... Вот я тебе рассказала об одном сериале, спецпроекте «Кто здесь власть?», ты можешь выбрать... У нас рубрикатор как рубрикатор, он такой носит скорее, знаешь, технический характер, ну, то есть это условные разделы, там, культура, недвижимость, образование и так дальше.
00:22:31 — И, наверное, для пользователя это не очень удобная и понятная штука, это скорее какой-то вот такой наш внутренний при публикации материалов какой-то такой элемент ранжирования. Но для удобства пользователя мы создаем отдельные сюжеты. Мы это называем сюжеты. И вот эти сюжеты ты можешь для себя выбирать то, зачем ты следишь. Но если мы про Москву с тобой говорим, это может быть история про реновацию. И у тебя сюжет «Реновация в Москве», ты его у себя, значит, выделил как интересный, и вот ты будешь узнавать все про реновацию в Москве.
00:23:04 — Чтобы не искать эти тексты там по всей ленте сайта, ты можешь их находить очень быстро.
Алексей Березовой:
00:23:10 — Ну, то есть это персонализация выдачи. А что-нибудь ещё? Нету какого-нибудь клуба подписчиков, зарегистрированных подписчиков или специальной рассылки для тех, у кого есть кабинет?
Оксана Маклакова:
00:23:22 — Слушай, ну, насчёт рассылки я не знаю. Почему-то я никогда этим не задавалась вопросом и не подскажу тебе. Есть ли рассылка, рассуждали много про различную мотивацию, стимуляцию читателей и постоянной аудитории, такой ядерной аудитории с помощью всевозможных каких-нибудь систем, бонусов и наград, но на уровне решений я не помню, чтобы у нас появилось какое-то техническое решение, но я могу знать, что у нас постоянно команда разработки что-то придумывает, я могу на самом деле о нем просто не знать.
00:23:57 — Что обсуждения такие были, я знаю, но пришли ли к какой-то вот этой системе бонусов для пользователей или нет, я пропущу.
Алексей Березовой:
00:24:04 — Ну, многие медиа используют личный кабинет из регистрированных пользователей как следующий этап маркинга и воронки. Это более лояльная аудитория, она оставила свои чувствительные данные, там, логин, пароль, она, очевидным образом, доверяет медиа, поэтому этой аудитории можно предложить какие-то специальные условия обслуживания или специальные форматы, специальные продукты. В этом смысле тогда, получается, у вас есть точка роста. А может быть, она уже реализована, если разработчики сделали, а тебе не сказали.
00:24:30 — Вполне могло быть. Да, да, да. Причем даже могли не сказать, а я пропустила в какой-нибудь...
Алексей Березовой:
00:24:37 — А ты ушла на подкаст, ушла на подкаст и...
Оксана Маклакова:
00:24:39 — Да, ушла на подкаст и вообще легко. Не выдержалась.
Алексей Березовой:
00:24:44 — Оксана, расскажите, какие технологические, новые технологические инструменты используете в работе редакции. Как вы собираете главную страницу? Есть какие-то автоматизированные сборки? Есть ли автоматическая дистрибуция? Если есть, то в какие каналы? Вот что-то такое.
Оксана Маклакова:
00:25:01 — У нас из каких-то автоматических решений это, наверное, генератор SEO-заголовков, которые мы отдали на утку по искусственному интеллекту. Но я скажу честно, я, видимо, такой второобрядец, олдскульный человек, я всегда и выпускающих своих прошу ходить и перепроверять, и на самом деле за e-mail'кой все переписывать. И все переделывать. Потому что то, что на генерят в строчке, где там должен быть SEO-зак, мне зачастую не нравится.
00:25:32 — Я по-другому мыслю. Я по-другому мыслю, чем мыслит искусственный интеллект. Что у нас еще автоматическое? У нас есть автоматическая история с формулировками Push'ей. Это пуш-уведомления, которые приходят к тебе прямо в телефон, прямо в сердечко, если ты когда-то нажал и подписался на наши пуши. Это всё автоматически. Ты нажимаешь кнопочку в админке, и у тебя готов сгенерированный пуш.
00:25:58 — Но я тоже переделываю, и прошу выпускающих тоже это всё переделывать вручную, потому что, ну вот, зачастую мне кажется, что по-человечески, по-журналистски, по-редакторски это всё можно как-то сделать интереснее, чем это делает машина, чем это делает автоматика.
Алексей Березовой:
00:26:18 — Слушай, раз уж мы заговорили про искусственный интеллект, может быть, что-то ещё с этим связано? Продолжи, тему.
Оксана Маклакова:
00:26:23 — Ну да, ну конечно, у нас многие вещи делаются автоматически, там, история с метками иноагентов, это, да, автоматическая история. То есть тебе сама админка при написании текста говорит, а вот здесь у тебя иноагент, вот здесь должна быть звёздочка, вот здесь должна быть у тебя вот такая пометочка, не забудь, пожалуйста.
Алексей Березовой:
00:26:41 — Не для этого разрабатывался, конечно, искусственный интеллект, чтобы стать.
Оксана Маклакова:
00:26:46 — Не для этого разрабатывался. Ну, прости, прости, пожалуйста. Но это, знаешь, может уберечь от многих штрафов по рукам надзора. Да, абсолютно. То есть какие-то вот такие вещи, связанные с исполнением закона, какие-то вещи, связанные, опять же, я тебе говорю, с генерацией SEO-заголовков, с генерацией PUSH-уведомлений. Ну, то есть, в принципе, админка сейчас настолько умная и самостоятельная, что она даже под заголовок может за тебя написать и предложить тебе какие-то свои варианты.
00:27:21 — Но я прошу всегда редакцию все вот эти обвесы, ЗАГ, ПАДЗАГ, СЕУЛ, теги делать вручную. То есть, скорее, то, что генерит и предлагает админка, это именно вариант предложения, над которым давайте мы со своим человеческим мозгом подумаем, покумекаем и как-то
Алексей Березовой:
00:27:41 — подретушируем. — Я бы хотел тебя спросить про дистрибуцию. Я видел у вас все российские платформы, может быть, за исключением видеоплатформ, вот все, что касается текста, там есть. Как у вас организована дистрибуция? Это автоматически выгружается туда? Если да, то по какому принципу, если нет, то по какому принципу вы выбираете, что грузить в какую сеть?
Оксана Маклакова:
00:28:01 — Ты про что? Про платформы, про соцсети?
Алексей Березовой:
00:28:04 — Про платформы, я про ВКонтакте, Телеграмму.
Оксана Маклакова:
00:28:09 — Смотри, да, мы уже давно начали рассматривать соцсетки, особенно Телеграмм, как самостоятельные отдельные медиа. И рассматривать, смотреть на них, как на отдельные медиа, мы начали давно, а работать в этой парадигме начали относительно недавно. И примерно в мае в редакции «Москва-1» появилась «Редакция в редакцию». Это три человека, которые занимаются исключительно телеграммом.
00:28:38 — Исключительно телеграммом. Понятно, что они опираются на все новости и поводы, и фактуру, и данные, которые собрала редакция. Которые собрала редакция сайта. Но, учитывая, что Телеграм более оперативен в возможностях донесения информации, ну, это элементарно технически объясняется, там, не нужно тебе заполнять в админке 10 отдельных строчек и так далее, да, то есть ты тут сильно быстрее общаешься с аудиторией, и мы увидели результат.
00:29:11 — У нас сейчас Телеграм, ну, вот прям совсем сейчас это где-то девяносто семь тысяч девятьсот подписчиков. Ну, то есть, я думаю, что вот прям совсем неделечка еще, и у нас будет сто тысяч подписчиков. Учитывая, что мы главным образом это все на контенте сделали, и в качестве каких-то финансовых вложений у нас была пара розыгрышей айфонов,
00:29:36 — мне очень нравится этот результат, что мы контентом сделали канал на сто тысяч подписчиков.
Алексей Березовой:
00:29:42 — Ты хочешь сказать, что вы не делали закупку трафика, закупку подписчиков? Ну, кроме розы... — Нет, мы разыгрывали, да.
Оксана Маклакова:
00:29:50 — Это органично. Вот мы вкладывались, в общем, деньги транжирили на покупку айфонов.
Алексей Березовой:
00:29:56 — Ссылку на канал тоже положим в описании выпуска, с тем, чтобы вы посмотрели, на какой контент приходит 100 тысяч подписчиков. Да, Оксана.
Оксана Маклакова:
00:30:03 — Приходит, да, пришло 100 тысяч подписчиков. И сейчас лента телеграмма нашего, наверное, в чём-то начинает отличаться от ленты сайта. То есть мы перестали смотреть на Телеграм как на место, куда ты сбрасываешь ссылки на все новости, которые вышли. Мы от ссылок в Телеграме отказались раньше, чем появилась у нас отдельная Телеграм-редакция. Мы уже, наверное, вот прям полгода у нас табу, жесткая вета на ссылки в Телеграме.
00:30:31 — На прошлой неделе у нас прям был такой внутриредакционный скандал. Мы сделали эксклюзивное интервью, очень долго его вообще ждали. С Татьяной Бокальчук буквально там три недели мы за ней ходили, согласовывали это. Да, и вот у нас выходит эксклюзив, и, в общем, у нас внутри редакции случился конфликт, потому что пришлось настоять на публикации ссылки
00:30:54 — в Телеграйм. Очень хотелось, чтобы как можно больше людей, в том числе вот эти подписчики, а настолько ребята уже привыкли. Нет, ведь я ссылки, нельзя, это Невозможно, нет. Вот, мы... Я говорю, невозможно, но здесь будет. Вот так. Ну да, у нас нет вообще ссылок в Телеге. У нас новость, ну, то есть, как работает редакция. Вот ребята, которые делают Телеграм, они тоже сидят здесь же в нашем, в общем, офисе. И они слышат все, что обсуждает редакция, все, что делает редакция.
00:31:22 — И, допустим, журналист сайта узнает, получает какой-то эксклюзивный комментарий. Все знают, что первым делом мы это отдаем в Телеграм. Потом мы садимся в админку, потом мы это все упаковываем в новость на сайте, но наши подписчики в Телеграме узнают это на 15 минут раньше. Такое у нас право первой ночи.
Алексей Березовой:
00:31:44 — Слушай, я очень удивился, когда увидел вас в Viber. Расскажи, пожалуйста, как вы используете Viber?
Оксана Маклакова:
00:31:50 — Смотри, Viber — это автоматическая история. Там автопостинг. Но это какая-то для нас вообще загадка, потому что Viber вообще никто не занимался. И там вдруг образовались какие-то люди, вот. И там вдруг образовались какие-то люди. Это для меня какие-то всё мифические истории, мифические площадки. Мне более-менее понятна площадка Телеграм... Ну как, мне совсем понятна площадка Телеграма, мне понятна площадка Вконтакте, мне совсем не понятна площадка Вайбере, как, что люди, почему вы там читаете.
00:32:23 — Она живёт сама по себе, она сама по себе как-то прирастает людьми, и автопостинг забирает туда новости, всё, с дежурными подводками.
Алексей Березовой:
00:32:34 — Вы как-то это монетизируете, кроме того, что вы удерживаете эту аудиторию?
Оксана Маклакова:
00:32:38 — Я тебе не скажу, если там какая-то монетизация, но я скажу тебе уверенно, что сколько-нибудь серьёзной, чтобы на неё можно было вообще как-то ориентироваться, и о ней говорить её точно нет. Вот. Если там какие-то механические отчисления каких-то копеечек, Я, честно, не знаю, не задавалась этим вопросом. Допускаю, что есть, но какие-то, по всей видимости, очень минимальные. Но всерьез, вайбером никто не занимается.
00:33:04 — Это вот какая-то такая побочный эффект.
Алексей Березовой:
00:33:12 — Слушай, а что вам даёт участие в холдинге школёв медиа?
00:33:18 — Так это продукт школёв медиа. Окей, смотри, с точки зрения потребителя информации, вот я живу в Москве, я вас почитываю. Я читаю чаще «Москвич-маг», потому что мне нравится более медленный темп, но я почитываю и вас тоже. И с точки зрения обывателя, я вижу разницу в стилистике между «Москвич-магом» и вами, но я не вижу, кто там в какой холдинг входит, не входит, не понимаю вот этого.
00:33:44 — Кроме того, что холдинг создал вас, дал деньги на раскрутку, какими-то ресурсами обеспечил, какое-то еще взаимодействие в редакционной политике, в дистрибуции, в выборе приоритетов или в выборе стоп-тем, вы ощущаете?
Оксана Маклакова:
00:34:00 — Ну вот смотри, я в твоём вопросе для себя вижу как минимум два ценных момента, две таких ценных мысли я в твоём вопросе вижу. Первое, с которым я вообще уйду с нашего разговора, это то, что нам, конечно, нужно более чётко позиционировать, что есть Шкулёв Медиа, что входит в Шкулёв Медиа, потому Потому что, ну, наверное, для холдинга и для компании важно, чтобы ресурсы, которые компания производит, ассоциировались с компанией самой, с головной компанией.
00:34:30 — И вот то, что ты мне, как читатель, сейчас транслировал, это прямо для меня важно.
Алексей Березовой:
00:34:36 — Давай я тебе добавлю. То есть если не залезть в футер, если не залезть в футере, в рубрику о компании, то ты не поймёшь, что это Шкулёв Медиа. Причем, я тебе скажу, что вот я, может быть, я фантазирую, но я ставлю себя на место рядового читателя. Я хочу почитать про МСК-1, лезу в футер, нахожу аккомпании, включаю, и мне там вылетает просто такой фонтан. Вот ты знаешь там, что там, вот это, мы такие, мы сякие, мы на всю Россию, вот это вот фонтан цифр, и я бы опешил, если б я не знал, вот, первый раз увидев, то есть, господи, как это вообще связано, подумал бы я, то есть переход очень резкий.
Оксана Маклакова:
00:35:12 — Это очень круто, что ты говоришь, потому что это прям очень интересная задача, это очень интересный вызов, и с этим надо работать. Это прям классно, прям я тебе благодарна за это. Но это вот такой вызов, да. Что нам даёт Шкулёв Медиа? Вообще наше вхождение в большой холдинг, которому уже больше 30 лет. Но я тут прям по пунктам тебе скажу. Во-первых, огромная, накопленная внутренняя экспертиза нам помогает не изобретать велосипед.
00:35:40 — По многим-многим-многим-многим вопросам. Понимаешь, да, про что я? То есть уже очень на многие вопросы ответили за нас, до нас. И мы можем не открывать Америку, мы можем просто пользоваться огромным накопленным опытом. Это вот первое ключевое. Это то, что мне, как Глафреду, помогало вообще запускать проект. То есть я была не таким уж слепым котёнком, вот так.
00:36:05 — Слушай, ну про котёнка мне хочется пошутить, что ты на львицу больше похож, чем на котёнка. Так что это... Это, конечно, семейство кошачьих, всё, поэтому здесь всё где-то там.
Оксана Маклакова:
00:36:16 — Спасибо тебе. Второе, это, конечно, возможность пользоваться контентом, какими-то эксклюзивами наших коллег по холдингу, потому что наши коллеги, это не только 48 сайтов в регионах, что мы тоже очень активно используем. То есть у нас есть история, когда мы обмениваемся материалами, когда мы какие-то материалы берём у коллег и докручиваем их через Москву, потому что практически, ну, там, знаешь, очень часто какие-то региональные проблемы
00:36:43 — или какие-то вот такие важные ключевые истории для регионов, они легко экстраполируются на Москву, добавляются, докидываются какими-нибудь комментами, не знаю, здешних министров и кого угодно. И раз, у тебя крутой, классный журналистский федеральный материал с большим региональным бэком. То есть вот этот бэк мы собираем с сети, но и в ответ тоже даем очень много, и мы очень много контента отдаем на страну, на сайты.
00:37:10 — Но ведь кроме городских порталов, у нас еще то, что мы внутри холдинга называем ТЭП, это тематические экспертные порталы, это психология, это вокруг света.
Алексей Березовой:
00:37:21 — Нет, нет, давай останемся в рамках МСК-1, то есть это именно вот японские...
Оксана Маклакова:
00:37:25 — Подожди, так мы же берем все! Так я на МСК-1 настолько, благодаря тому, что это часть школев медиа, я могу легко, просто нажатием одной кнопки в админке, утащить себе на сайт любой материал из вокруг света, у психологов, у старохита и кого угодно. Понимаешь? Ты про технические решения меня спрашивал, это в том числе про технические решения. Я с помощью двух кликов могу забрать себе на сайт любой материал коллег.
00:37:56 — Ну, по-честному, сославшись, написав вначале, как сообщили, узнали, выяснили наши коллеги оттуда, или оттуда, или оттуда, но, тем не менее, это очень технически удобно.
Алексей Березовой:
00:38:09 — А у вас общая служба разработки? Это Шкулёвская? Или у вас есть своя разработка?
Оксана Маклакова:
00:38:13 — У нас общая служба разработки, и вот у нас сейчас как раз такой интересный момент. Мы на одну техническую платформу все переходим, прям буквально в эти минуты, и вот эта история про то, что я тебе говорю в один клик, она не фигура речи, а вот сейчас это стало нашей новой реальностью со всеми ресурсами холдинга. Тут еще очень важно сказать про то, для чего МСК-1 холдинг и что вообще дает холдинг. Это, конечно, просто огромный, огромный горизонт какой-то бесконечной возможности, вот эта амплитуда возможностей.
00:38:45 — В холдинге, кроме редакционной экспертизы, есть ивент-отдел. В какой-то степени я к нему тоже имею отношение. И мы начали в Москве проводить свои маленькие ивентики. Весной мы провели там свой первый открытый паблик-ток. Мы начали выходить с какими-то, значит, встречами. У нас есть галерея на Малой Ордынке — «Фиджитул Искусства». И мы начали туда приглашать наших спикеров и устраивать какие-то общественные дискуссии.
00:39:12 — И это всё даёт холдинг. Ну, то есть без участия в холдинге просто портал такого позволить себе не может. И это очень круто, потому что это расширение вообще горизонта сознания. Это меняет мировоззрение журналистов, что меняет мировоззрение команды. Все в команде понимают, что они могут примерно всё.
Алексей Березовой:
00:39:31 — Огонь. Ответь, пожалуйста, одним словом, да или нет. Вы прибыльный портал?
Оксана Маклакова:
00:39:37 — Да, уже да. Причём мы вышли из минуса, наверное, к концу первого года работы. Я, честно говоря, не очень сильна в экономике медиа-стартапов, но мне кажется, что это очень хороший результат, что мы на второй год существования ресурса уже начали приносить прибыль. Уже начали зарабатывать.
Алексей Березовой:
00:39:59 — Если смотреть на общую статистику, где к первому концу первого года 97% медиа-стартапов просто погибают, то выход на прибыль с конца первого года выглядит как немножко вне рынка, против тренда. Так что это потрясающий результат. Отлично. Я очень рад это слышать. И скажи, пожалуйста, тогда в связи с этим, по каким Каким метриком вы оцениваете эффективность работы редакции?
00:40:26 — Основная, да, смотри, у нас есть Яндекс.Метрика, и она более развернутая и удобная, в смысле, когда ты можешь посмотреть и глубину прочтений, и посравнивать источники трафика материала.
Алексей Березовой:
00:40:41 — Не, я про высокоуровневые KPI, прям вот ты как менеджер проекта, на что смотришь? Ты же не смотришь доск роллы там в среднем?
Оксана Маклакова:
00:40:49 — Я очень редко смотрю, к сожалению, хотя это очень важно, это важно в какой-то такой оперативной донастройке. Правда, это очень важно, но я, к сожалению, туда редко захожу. Постоянно, вот то, что у меня на вкладке всегда открыто, это лайф интернет, это основная метрика, с которой начинается и заканчивается день. Ну, то есть трафик. Трафик, да. Основная история, это, конечно, трафик. И источник, где я его смотрю, основной, это лайф интернет.
Алексей Березовой:
00:41:19 — Тогда последний блиц из пяти вопросов. Расскажи про свой самый большой факап на до этой должности.
Оксана Маклакова:
00:41:26 — Ух, вот я пытаюсь вспомнить. Я обожаю вообще на самом деле истории про факапы.
00:41:33 — Если бы ты меня спросил про телевизию, я бы тебе рассказала, как однажды пришел не тот гость, мы его подписали не тем титром, а он сидел и рассказывал про трамвай. Про не то, но так убедительно. Такой главредский в Москве, но что-то скорее пропущено, куда-то не успели, я вот пытаюсь вспомнить какой-нибудь пропущенный инфоповод. Прям я тебе не могу сказать.
Алексей Березовой:
00:41:57 — Оксана, редкий пример успешного главреда, у которого нет факапов в оперативной памяти. Не-не-не, идем дальше, окей. В оперативной памяти То есть в чём головняк основной, главного редактора, новостного городского медиапортала? В чём головняк?
Оксана Маклакова:
00:42:21 — Главный головняк. Но мне кажется, что это в любом случае всегда работа с командой. Это то, на что мне не хватает времени и сил. Это постоянный контроль за задачами. То есть у нас проблема в том, что мы придумываем сильно больше, чем реализуем. И проблема здесь, скорее, просто в неразумном каком-то распределении ресурса, за которым, безусловно, должен следить и который должен контролировать и главред.
00:42:46 — И вот тут, наверное, головняк и вот эта фака, потому что столько всего придумано и не сделано просто потому, что я где-то не доследила, где-то не проследила.
Алексей Березовой:
00:42:55 — Хорошо. Следующий вопрос – это как снизить количество главняка?
Оксана Маклакова:
00:43:00 — Ну, как? Поставить таких людей, которым ты будешь безусловно доверять, которые будут понимать твои задачи, которые будут разделять твои задачи. Ну, в общем, как-то да, так клонировать своё понимание ситуации и пути, и развития на своих ближайших соратников. Я не говорю про совсем всю команду, хотя это идеальная схема, если вся команда в курсе всех твоих задач.
00:43:27 — Но, как минимум, ближайший круг соратников, там, это выпускающий, шеф-редактор, вот это, конечно, очень важно. Ну, и это точно снизит головники.
Алексей Березовой:
00:43:35 — Ты используешь этот способ снижения головника?
Оксана Маклакова:
00:43:38 — Ну, да. Да-да-да. Иначе я бы не смогла заниматься другими проектами, в том числе нашими ивентами, не доверяя своим замам, выпускающим.
Алексей Березовой:
00:43:48 — Расскажи, пожалуйста, самый дикий случай из жизни твоей редакции.
Оксана Маклакова:
00:43:54 — Ой, во-первых, я вспомнила классный случай. Не дикий, о котором, знаешь, мы гордимся. Давай, давай. Ну, ты сейчас будешь опять смеяться, потому что это опять про похороны, и ты скажешь, что же это за...
00:44:06 — Ну давай. Сразу начинаешь смеяться. Ну да, в прошлом году мой Димочка Толстошеев, сейчас он у нас видеоредактор, тогда он был корреспондентом и в том числе снимал видео и фото. Он хоронил Юдашкина и снял кадр, который облетел не только все российские СМИ, но мировые СМИ. На полном серьезе мировые СМИ. Знаешь, что произошло? Произошло следующее. Алла Борисовна Пугачёва прилетела на эти похороны, и туда пришёл Песков.
00:44:36 — И Песков, встречая Примадонну, целует ей руку. И Дима в этот момент, в этот момент легендарного поцелуя оказывается рядом с ними. И вот этот Димин кадр с лого МСК-1 просто всю планету облетел. Вот такая у нас была интересная история. А так, ну конечно, потерялись где-то корреспонденты на съёмках, мы их потом искали.
00:45:14 — Приходят стажеры, а ты их сразу отправляешь куда-нибудь, вообще, там, не знаю, бицепского маньяка ловить. Ну, условно, ты их сразу куда-нибудь в мытище, еще что-то. Очень многие не приходят, и я не удивляюсь этому. То есть они уходят на задание и не возвращаются. Примерно никогда. Да, но подожди, зато те, кто ушёл и вернулся, те становятся классными журналистами. И у тех я верю большое-большое будущее в профессии.
Алексей Березовой:
00:45:40 — Огонь! Это лайфхак, коллеги, пользуйтесь. Отправить в пекло журналиста, и тот, кто выживет, это твой журналист.
00:45:50 — Оксана, ну и последний вопрос. Пожелай чего-нибудь коллегам из индустрии.
Оксана Маклакова:
00:45:54 — Я, мне кажется, всегда желаю всем коллегам и себе самой не терять интереса к жизни. И так много последние, не знаю, сколько лет скепсических и грустных, и пессимистичных настроений по поводу нашего с вами дела и по поводу нашей профессии, что только интерес к жизни, к людям, которые вокруг нас, к людям, с которыми мы живём в одном городе, ходим по одним улицам.
00:46:23 — Мне очень нравится называть наших читателей «соседи по городу». Вот только этот интерес к простому человеку и вообще к миру, к тому, что вокруг тебя происходит, он может как-то позволить сохранить адекватность. У меня главное, конечно, вообще, это даже не пожелание, это просьба хранить и беречь адекватность в нашем хрущущем мире.
Алексей Березовой:
00:46:45 — Спасибо большое. Друзья, у нас была в гостях главная редактор МСК-1 Оксана Маклакова. Оксана, спасибо большое, что вы пришли, спасибо большое за то, что вы так подробно рассказали о вашей непростой работе, и удачи вам и вашей редакции в вашей работе.
Оксана Маклакова:
00:47:02 — Спасибо огромное, спасибо большое, что позвали.